Дизайн-жизайн
Гид по стилю: абстракционизм
Ретроспектива
Кандинский «Композиция 9»
Абстракционизм – это беспредметное направление в искусстве, в котором художники отказываются от реалистичного изображения.
Что повлияло на возникновение стиля?
- Перемены, господствующие в предреволюционном обществе. Люди устали от традиционного в искусстве и в жизни. Им хотелось нового. Если посмотреть на появление абстракционизма с точки зрения политики, то это экстремизм в мире искусства.
в агентстве Repina branding
- Процесс расслоения кубизма, футуризма, экспрессионизма в 1910-м году. Характерными чертами абстракционизма стали новаторские цветовые решения, отрицание изобразительности в искусстве.
Возникновению этого направления в искусстве мы обязаны нашим художникам Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу, а также французу Роберу Делоне, чеху Франтишеку Купке и голландцу Питу Мондриану.
Точкой отсчета выступил именно 1910-й год, период, когда Кандинский написал свою первую картину в этой технике. Вдохновение для своих работ он черпал в теософских трудах Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.
Направления абстракционизма
Абстракционизм принято разделять на 2 направления:
- Геометрическая абстракция. Ее фигуры четко очерчены. Это можно наблюдать в работах Малевича и Модриана.
Казимир Малевич. 100-летие «Черного квадрата»
Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и желтым. 1930
- Лирическая абстракция. Здесь формы свободно перетекают, как в работах Кандинского.
Василий Кандинский. Композиция 7
Абстракционизм в современном дизайне
Сам графический дизайн – это абстрактное воплощение смыслов, а сам стиль, который мы рассматриваем, лежит в основе графического дизайна.
В большинство логотипов создатели закладывают именно абстрактную идею, а воспринимает эту информацию каждый уже через свои собственные ассоциации.
Например, в Репина брендинг одна из фирменных реп выполнена в технике абстракции.
Реклама смело использует ассоциативный ряд абстрактного искусства и связывают с характеристиками товара.
Абстракционизм предоставляет покупателю возможности толкования товаров и поиск новых смыслов. Иногда создается иллюзия фантазии, когда рекламодатель уже все сказал, а иногда можно сделать новые выводы. Поэтому этот прием следует использовать только в том случае, если вам выгодно, чтобы покупатель фантазировал. К примеру, абстракция, заложенная в рекламный образ в СМИ, газетах и журналах призвана увлечь, вызвать любопытство, зацепить читателя, чтобы он захотел больше узнать о товаре.
Но важно учитывать, что каждое изображение по-разному воспринимается, так как потребитель видит то, что хочет видеть. Поэтому картина не должна быть слишком перегруженной. Если сама по себе абстракция притягивает внимание, то сложные образы и непонятные значения заставляют покупателя пройти мимо подобного сообщения.
Слишком много информации в мире, чтобы еще нагружать мозг дополнительными ребусами.
Рассмотрим на примере рекламных продуктов, как и где можно использовать абстракцию.
Абстрактные принты повсеместно использует fashion-индустрия. Мода использует абстракные принты, иногда полностью копируя произведения художников.
Современный графический дизайн трансформирует абстрактные изображения в соответствующие фигуры. Как, например, в рекламе спортивной одежды Freddy. Движение героини показано благодаря абстрактной конструкции, зрительно «растягивающей» ее тело.
Из абстрактных изображений получаются иллюстрации в журналах и музыкальных альбомах. Их часто используют как фон.
Абстракция часто оживляет книжную обложку. Особенно книги по искусству, дизайну, психологической и философской направленности.
А также обложки книг по абстрактному искусству.
Афиши тоже часто «говорят» на языке абстракций.
Абстракции размещаются на обложках модных журналов.
Графический дизайнер и иллюстратор из Стокгольма Эдвард Скотт специализируется на абстрактных приемах в своих работах. В разное время он работал с такими известными брендами, как L'Oréal, Nokia, IKEA, Mini Cooper, Wellcome Trust, Royal Festival Hall.
Иллюстрацию, представленную ниже, Скотт создал для радио-шоу о науке и истории Radiolab.
На новогодней рекламе автомобильного бренда Mazda показан абстракция, в которой одновременно читается елка, и дорога, по которой едет автомобиль компании.
При создании логотипа Windows 1995 применялись 4 абстрактных символа - квадрата. 4 разноцветных квадрата указывают на мультифункциональность компании, а также на 4 стороны света, куда нацелен бренд, а также 4 окна, которые лежат в основе позиционирования бренда. Разные цвета (синий, желтый, красный и зеленый) указывают на типы программного продукта.
Правозащитная организация «Международная Амнистия» борется с расизмом по всему миру. Для своей деятельности они разработали такой логотип.
Символическую черную ленту компания MTV заказала в рекламном агентстве из Дюсельдорфа BBDO в 2009 году в честь памяти о Майкле Джексоне. В ней заложено несколько смыслов: ноги поп-короля, пребывающие в постоянном танце и траурную ленту, как память о нем.
А это логотип Чемпионата мира по футболу, проходивший в Южной Африке в 2010 году.
Приемы абстрактного искусства используют в своей рекламе производители соусов и специй.
В Balenciaga при создании рекламы духов за фон взяли живопись голландского абстракциониста Пита Мондриана.
Производители зубной пасты R.O.C.S. оформили упаковку элементами 3-х полотен Василия Кандинского «Светлая картина», «Желтое-красное-синее», «Многоцветный круг».
Театр Théâtre des Bouffes du Nord во Франции свои афиши выполняет в стиле «абстракционизма». Тем самым, здесь сообщают, что в интерьерах, выполненных в стиле старинного дворца могут ставиться не только классические постановки, но двери театра открыты и для передового искусства.
Кому и зачем может быть полезным абстракционизм
Каким направлениям подойдет абстракционизм?
Инновационному бизнесу
Графическому дизайну
Иллюстрациям (обложкам книг, журналов, музыкальных альбомов, открыткам)
Продуктам и товарам для молодых (одежда, обувь, аксессуары, косметика и парфюмерия)
Интерьерным и архитектурным решениям О чем может рассказать абстракционизм?
Абстракция подчеркнет все передовое и новое
Благодаря абстрактному и субъективному восприятию, абстракция способна вызывать определенные образы у аудитории, на которую она рассчитана
Абстракционизм делает акцент на том, что продукт этот современный