Дизайн-жизайн
Гид по стилю: кубизм
Ретроспектива
Если кратко о кубизме, то он возник как желание художников модернизма раздробить образы на простые формы в виде конусов, цилиндров, квадратов и других геометрических фигур. Кубизм полностью отказывается от подобия жизни, разлагая предметы на плоскости. Реальность здесь другая, переосмысленная.
Что повлияло на возникновение стиля и как он возник
Кубизм – это одно из предреволюционных направлений искусства. Художники периода хотели преобразовать привычный мир реализма. Чуть позже «изменение мира» подхватили и революционеры. Сам термин «кубизм» появился в 1908, после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (от французского bizarreries cubiques). Есть еще одна версия возникновения термина. В 1908 году, когда Анри Матисс увидел пейзажи Дома в Эстаке, которые написал Ж.Брак, воскликнул: «Что за кубики». Так как в этот предреволюционный и постреволюционный период возникло много направлений искусства, то можно выделить закономерность. Художники уже не могли находиться в привычных рамках. Менялась политическая и экономическая ситуация, искусство адаптировалось под изменения, сводя все к схематическому прочтению.
в агентстве Repina branding
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем», – коммунистический лозунг будто бы звучит как гимн кубизма. Художники заговорили новым языком и упрощенными формами, а реальность «разложили» на кубы, цилиндры и пазлы
В своем становлении кубизм прошел несколько периодов: сезанновский, аналитический и синтетический.
Отправной точкой в появление кубизма явилось наследие Сезанна и его учение о геометрическом объеме как основе всякой формы.
В сезанновском кубизме художники стремились приблизить предметы к геометрическим фигурам: цилиндру, конусу или шару. На это направление повлияло первобытное и африканское искусство.
Пикассо. Авиньонские девицы
В аналитическом кубизме происходит исчезновение узнаваемых образов и стирание граней между пространством и формой. В основном применяется в технике аппликации
Жорж Брак, «Мандора»
Синтетический кубизм еще называют «коллажным кубизмом». Творцы этого направления смещали акцент с объекта на поверхность изображения, на его узоры, рисунки и цвета. Художники создают коллаж из разных фактур.
Пабло Пикассо, «Три музыканта в масках»
Кубизм в современном дизайне
Современная интерпретация кубизма в рекламе далека от классических сезанновских, аналитических и синтетических его течений. Здесь, скорее, представлен обобщенный образ направления. Все зависит лишь от того, какие цели преследует тот или иной специалист. Некоторые компании стараются привнести в образы лишь элементы кубизма, другие – смешивают его с современными знаковыми образами, третьи сокращают свой взгляд на объект до схемы.
А вот и наша кубическая репа.
Необходимо учитывать, что кубизм будет понят не всеми, как и другие аналогичные модернистские направления. Вряд ли в измененном пространстве, коим и является это течение, захотят пребывать консерваторы и люди пожилого возраста. Кубизм воспримет молодая аудитория, а также современные и активные жители города.
Кубизм в рекламе стал возрождаться в 2000-х годах. И связано это, прежде всего, с эпохой постмодернизма, периодом искажения привычных форм.
Реклама в наши дни уже не out-of-fashion, а, идет впереди планеты всей: говорит новым языком, изобретает другие выразительные средства.
Вот, как бренды выражают себя в кубизме
В Adidas из кубизма позаимствовали метод дробления на части. Привычный всем логотип будто бы выполнен из стекла или льда, разбитого и хаотично склеенного. Все это приводит к ассоциациям с зимними видами спорта.
Спорт неоднократно обращался к кубизму, как к направлению, акцентирующему внимание на динамике. Так, для Паралимпиады 2012 года, проходившей в Лондоне, при создании логотипа использовали дробные геометрические фигуры, которые демонстрировали, что непривычные фигуры также могут быть полноценными. А яркие цвета указывали на праздник и радость, которые эти спортивные события принесут для всех.
Греческий графический дизайнер Черис Тэвис, в своих иллюстрациях часто использует мозаичное построение композиции, принятое в кубизме. Ниже представлены его работы для «Sports Illustrated».
На следующей афише перед нами «кубик-бургер». Молодая аудитория, на которую, как правило, и рассчитаны основные посылы сетей фаст-фуда, не смутится от подобного обращения.
Бренд Coca Cola создал рекламный плакат в этом направлении, который приурочен к празднованию 50-летней независимости Кении от колонизаторства. Следует обратить внимание, что в рекламе, выполненной в стиле «кубизм», изменяется лишь образ, а текст остается понятным и читаемым.
На обложках музыкальных афиш и журналов кубизм трансформирует лица, тем самым, делая акцент на альтернативность подаваемого материала. Лица не похожи на обычные изображения людей, также и музыка отличается от «попсы».
В рекламе кубизм адаптируется под насущные нужды и потребности. Каким бы современным не называли этот стиль искусства, всем нам он годится в деды или даже прадеды. Старыми художественными тенденциями это явление вряд ли можно назвать, однако без новых приемов и нововведений не обойтись. Такой адаптивный дизайн в стиле «кубизм», например, представляют в компании RayBan. Очки как продукт остаются неизменными и выполненными в реалистичной манере. Изменяют только объект, их демонстрирующий.
Компания Oras Group, являющаяся поставщиком санитарно-технического оборудования, в рекламном сообщении представила свою продукцию в стиле «кубизм». Рекламисты приняли решение поиграть с линией Oras Cubista, где само название указывает на геометричность форм. Таким образом, четкость линий показана путем их разъединения на части.
В рекламе Volkswagen (Фольксваген) решили противопоставить друг другу 2 иллюстрации: классическое реалистичное изображение и женскую фигуру, нарисованную в стиле «кубизм». На иллюстрации изображена дама, своим видом отсылающая нас к периоду создания компании, 1937 году. Это говорит о надежности и незыблемых ценностях, которые не меняются еще с тех времен. Второй образ будто бы разбивает привычную картину на части, демонстрируя новый взгляд на привычные вещи. И это все о Фольксваген.
Табачная компания Nobel на упаковке с сигаретами изображает художника, пишущего портрет дамы в форме кубизма в реалистичной манере. Что хотел сказать автор? Что те, кто курит эти сигареты, попадает в привычную и классическую реальность. Основной посыл транслирует что-то вроде «приди в себя».
Джон Лопес, создавая знак почтовой службы для американского университета Fresno Pacific University, использовал приемы кубизма, для того, чтобы подчеркнуть динамичность посыла. Дробление на белое и черное – это отсыл ко времени суток. То есть служба работает и день, и ночь. Черно-желтая гамма символизирует скорость и напоминает шашечки такси.
Выставки кубизма тоже нуждаются в логотипе. Таким он был на выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в 2010 году.
И еще несколько логотипов в рассматриваемом нами направлении. Как видим из приведенного ниже примера, логотипы, очерченные гранями, выглядят объемными. Это достигается благодаря приему, в котором они выполнены.
Американская шоколадная компания Nabisco, выпускающая печенья Oreo, создала серию иллюстраций, где под разными ракурсами представила печенья своей компании. Один из них кубизм. Компания таким образом подчеркнула свою давнюю историю. Когда был кубизм, печенья Oreo тоже были. В Nabisto показали, что какой бы не была форма, вкус печенья остается неизменным.
Рекламное агентство из Украины для компании «Новые продукты» создало фирменный стиль в технике кубизм.
Кому и зачем может быть полезен кубизм
- Спортивным
- Модным (одежда, обувь и аксессуары)
- Непопсовым (альтернативная музыка, музыка андеграунда, джаз)
4. Техническим и технологическим (техника, сантехника, автомобили, заводы-пароходы)
- С помощью изломов линий и фигур можно продемонстрировать направление движения. А это подойдет для активных и динамичных компаний, для тех, кто что-то провозглашает о себе.
- Кубизм придает объем фигурам. Если возникает вопрос «подоконник вровень или выпирает», то кубизм поможет на него ответить.
- Кубизм указывает на что-то современное. Если компания хочет сделать акцент на что-то новое, отличное от других, то этот стиль ей подойдет.
4. На год основания компании. Какие-то компании, стремясь подчеркнуть свой возраст, транслируют узнаваемые консервативные элементы эпохи. Те, кто выбирают кубизм, делают более оригинальное заявление.