Дизайн-жизайн

Упаковка лекарств: как таблетки помогли нам придумать шрифт для цифр и получить самую престижную премию мира

В этом году мы взяли золотую награду на международном конкурсе дизайна упаковки Pentawards. Рассказываем, как мы создавали проект для фармацевтической компании Canonpharma, который занял первое место на престижной премии дизайна и упаковки и получил «Best of Behance».
12 – 11 / 2020

Мы поделимся не только тем, как делать дизайн, но также как анализировать задачу клиента и создавать работающую систему.  
В нашей профессиональной деятельности дизайнерам важно получать награды, и особенно ценятся международные премии и конкурсы, потому что они показывают совершенно другой — мировой — уровень дизайна.   Для дизайнеров очень важна эта высокая оценка, потому что она не только показывает уровень профессионального развития, но и работает как проверка себя на соответствие мировым трендам и потребностям в сфере дизайна. В 2019 году мы уже получали награды серебро The Dieline и бронзу Pentawards за упаковку средств для зубов, но, конечно, мечтали о фестивальном золоте.   Предсказать на старте, что проект конкретного заказчика будет фестивальным, невозможно, но в процессе иногда становится понятно, что конкретная работа агентства сильно отличается от других и ее стоит отправить на конкурс.

Какой дизайн получает награды на премиях

Мы проанализировали, какие дизайн-проекты чаще других становятся призерами премий и фестивалей. И это два типа проектов:   — очень красивые проекты со сложными форм-фактором и производством; когда смотришь и понимаешь «я бы тоже так додумался, но не сделал бы так красиво»

— простые проекты из разряда и «я бы сделал так красиво, но не додумался». Но за простотой проектов всегда стоит большая задача дизайнера по переосмыслению, работе с функциональностью и юзабилити, а также по пониманию того, как этот дизайн будет каждый день использоваться в реальной жизни.  
То есть у конкурсных проектов должна быть понятная структура и четкая идея, которая будет просматриваться во всей работе. Априори это должно быть красиво. Но недостаточно сделать просто красивый дизайн, для победы в конкурсе он должен:

— быть новаторским с точки зрения стиля, графики и в контексте подхода к дизайну;

— отличаться от того, что привычно в этой категории на рынке, и суметь по-новому решить проблему конкретную проблему потребителя с функциональной точки зрения.

Как все было

К нам обратился клиент — фармацевтическая компания Canonpharma production. Они пришли к нам за разработкой единого дизайна дженериков (аналоги существующих лекарств с теми же действующими веществами, но по более доступной для покупателя цене).   Проблема дженериков в том, что, в отличие от брендовых лекарств, дизайн их упаковки настолько нейтрален, что их невозможно отличить друг от друга. Полка с дженериками в аптеке выглядит безлико, и покупатель теряется и не понимает, что ему лучше взять.   Проблема: дженерики выглядят безлико, не отличаются от конкурентов, компании сложно вводить новые препараты и создавать дизайн упаковок.  
Задача: разработать цельную систему дизайна упаковок для дженериков Canonpharma, которая позволит вводить новые препараты, создавать новые линейки с фармакологическими группами, и все это должно быть легко и при этом выделять их среди всех конкурентов. Цель компании: сделать лекарства доступными с помощью технологий. В процессе работы над этим проектом мы крутили у себя в голове: «Доступность, удобство и технологичность».

Шеф, все пропало

Половина успеха в дизайне — это не рисование, а аналитика и полное погружение в решение задачи. Сейчас мы расскажем, как проводили анализ проблемы клиента и к чему это нас привело.  
В начале работы мы провели большое исследование уже имеющейся продукции и ее упаковки в компании. Всего в линейках дженериков было более 100 SKU (stock keeping unit — это складская единица товара), их надо было отсортировать по видам концентрации действующего вещества, чтобы понять, какая система используется в дизайне сейчас и как можно ее улучшить и видоизменить.

Система была, но ее не было

Линейка дженериков Canonpharma выглядела вот так

Мы распределили лекарственные средства по 8 категориям, изучили каждую из них и проанализировали, как внутри нозологической группы меняется дизайн и как он зависит от принадлежности к конкретной категории.  
На старте показалось, что есть некая внутренняя система и логика, но позже мы убедились, что ее нет.

Старый дизайн препарата Розувастатин Канон

Посмотрите на это лекарство из группы «кардиология», все выглядит логично: основной цвет красный, указывает на принадлежность к нозологической группе, дополнительный синий цвет отвечает за препарат, цвет концентрации наследуется отсюда и должен наследоваться на все виды дозировки конкретного препарата. Но при дальнейшем анализе мы поняли, что в дизайне остальных препаратов что-то пошло не так.  
Другие лекарства в «кардиологии» обозначаются уже не только красным, но и другими оттенками, а дополнительные цвета есть и в других категориях. А красный встречается не только в «кардиологии», но и в других категориях и в других оттенках:

Разброс цвета в препаратах из группы кардиология

В общем, оказалось, что система только видимая и надо все полностью переделывать. Давайте конкретно расскажем, что пошло не так.

В процессе анализа мы выявили три основные проблемы:
  1. Основные цвета всех категорий не были унифицированы, встречались пересечения по цвету и даже градиент. По идее у каждой из 8 категорий лекарств должен был быть свой цвет, а на самом деле они использовали 14 цветов и при этом весьма хаотично.  
    Мы проанализировали все категории и нашли, какие цвета используются одновременно в нескольких:
  1. Цветовая схема основных и дополнительных оттенков. Например, красный в «кардиологии» отвечает за группу, а дополнительный синий — за дозировку действующего вещества. Но проблема в том, что синий используется не только в «кардиологии», а встречается в 28 разных оттенках в других группах и как основной, и как дополнительный цвет.
  1. Последняя проблема — цвет дозировки действующего вещества. Например, в «кардиологии» этот цвет наследуется от дополнительного синего цвета:

Но где-то появляется градиент, где-то — новые неожиданные цвета, а где-то — новая дозировка, и для нее не находится промежуточного цвета. Сложно масштабировать эту систему.

Все сложно, но надежда есть

У каждого лекарства в линейке дженериков была какая-то своя логика построения упаковки. Мы презентовали этот анализ клиентам, они убедились в том, что надо менять подход к упаковке принципиально, и доверили разработку нам.   Поняли, что в первую очередь надо придумать не просто дизайн упаковки, а работающую систему, в которой можно будет легко создавать новые упаковки для новых лекарств, дозировки и категории. Было много промежуточных вариантов, где мы пытались нащупать идеальное решение. И через разные концепции и подходы пришли к варианту, который и взял золото на Pentawards.  
Дизайнеру не стоит бояться выдвигать новые гипотезы и отбрасывать неудачные решения, потому что именно они помогают сделать правильные выводы и по крупицам собрать идеальный вариант.

Три концепции

1. Абстрактный паттерн и отвлекающие буквы
Суть идеи:

Мы решили пойти от цвета и задали для каждой группы свой цвет, а также поместили на упаковку первую букву названия группы, например: К — это кардиология, П — психиатрия и Э — эндокринология. Для каждой группы также сделали абстрактный паттерн, который отвечал за группу визуально.  
В процессе разработки этого варианта нам казалось, что абстрактная графика позволяет идентифицировать группу, дополняет принадлежность лекарства к ней, подчеркивает индивидуальность и добавляет технологичности всему дизайну.

В чем минус концепции:

Мы поняли, что концепт нерабочий, потому что не решает задачу клиента.  
На первый взгляд, элементы могут показаться функциональными, но по факту они свою роль не выполняют, потому что не помогают покупателю и провизору отличать дженерики друг от друга.   Например, все лекарства одной группы выглядят практически идентично за счет одного цвета и похожего дизайна. Различить их можно будет только по названию, а информация о дозировке написана так мелко, что придется сильно приглядываться.   Иконки-паттерны выглядят абстрактно и тоже не помогают, а скорее запутывают. К тому же не для каждого человека будет очевидно, что буква «К» на упаковке означает, что это лекарство из группы «кардиология».

Какой вывод мы сделали:

Использование цветов помогает указать на принадлежность к группе.

2. Менделеев и полусферы
Суть идеи:

Мы вдохновились таблицей Менделеева и вынесли крупными буквами на упаковку сокращенное название препарата. Например, на упаковке препарата «Прегабалин» мы написали крупно Preg, а цифра 4 указывала на дозировку.  
Концентрация действующего вещества также обозначалась количеством полусфер на упаковке, а цвет полусфер отвечал за принадлежность к одной из 8 нозологических групп препаратов. Например, фиолетовый — это «психиатрия».

В чем минус концепции:

Мы запутываем провизора и покупателя. Так, читая на упаковке крупное Preg, он может подумать, что это название лекарства, в то время как оно называется иначе. Это запутывает и отвлекает и точно не помогает лучше ориентироваться в разных лекарствах.  
А еще здесь дублируется указание дозировки полусферами, цифрой рядом с сокращенным названием препарата и собственно точной информацией о концентрации действующего вещества на упаковке. Это избыточно и нефункционально. К тому же не все цвета хорошо ложатся на название, написанное черным шрифтом.

Какой вывод мы сделали:

Цифры помогают лучше ориентироваться в дозировке действующего вещества лекарственных средств, а деление по цветам помогает ориентироваться в группах препаратов.

3. Диджитальная шкала
Суть идеи:

На опыте предыдущих концепций мы поняли, что не на любом цвете будет хорошо смотреться черный шрифт, и добавили белую плашку под названием препарата. Для каждой группы использовали свой цвет, как и в предыдущих концепциях. Здесь основная задумка — показывать дозировку с помощью шкалы основного и дополнительного цвета: чем меньше дозировка, тем меньше полосок, и наоборот — шкала растет в зависимости от концентрации действующего вещества.  
В качестве референса для этой концепции использовалась метафора «progress bar».

В чем минус концепции:

Мы поняли, что упаковка для лекарств не может быть слишком яркой, потому что сама сфера медицины определенным образом диктует особенности дизайна.   Другой нюанс заключается в том, что так как много препаратов внутри групп, то сложно подбирать сочетания цветов так, чтобы они контрастировали и хорошо друг с другом сочетались. Это отличный концепт для нескольких препаратов, но не для системы, где более ста препаратов и мы предполагаем, что их количество будет увеличиваться.  
В будущем это приведет к тому, что компании придется искать новые сочетания, и это будет мешать масштабированию продуктовой линейки и быстрому созданию дизайна упаковок.

Какие выводы мы сделали:

Мы поняли, что нужно создать максимально масштабируемый без привлечения дизайнера вариант. Цвет для каждой категории все еще хорошая идея, но нужно дополнить эту идею чем-то, что добавит индивидуальности и узнаваемости.

Цифры, цвет и грани таблеток

Фишка финального варианта, который взял золото на Pentawards, не столько в дизайне, сколько в продуманной системе, которая позволит создавать упаковки для новых лекарств, будет легко адаптирована под 100+ существующих дженериков и позволит добавлять к ним сколько угодно новых лекарств.

Мы придумали систему, которая учла все минусы предыдущих концепций и полностью решила задачу клиента: сделать масштабируемую систему, которая позволит использовать ее на любом количестве препаратов, а дизайн будет выделять лекарства Canonpharma среди конкурентов и поможет покупателю узнавать лекарства, а провизору быстро находить их на полке и отличать от сотен других дженериков.   Схема выглядит сложной и даже устрашающей, но только на первый взгляд.

Три ключевые составляющие новой системы дизайна

— Деление по нозологическим группам — конкретный цвет отвечает за каждую из 8 групп.

— Деление по препаратам — индивидуальный номер у каждого лекарства в группе.

— Деление препаратов по дозировке — еще одна цифра, которая зависит от количества действующего вещества в лекарственном препарате. То есть условно 8 мг — цифра 1, 16 мг — цифра 2 и т. д.

После того как мы продумали систему, перешли собственно к дизайну основного элемента упаковки лекарств — шрифта для цифр.

Шрифт для цифр должен был удовлетворять двум критериям:
  1. Цифры должны быть хорошо читаемы и различимы издалека, чтобы и провизор, и человек, который покупает лекарства, легко считал любую цифру.

  2. Цифры должны быть нетривиальными, с характером, ведь они станут главным элементом на упаковке. Вариант взять готовые цифры из наборного шрифта мы даже не рассматривали.

Финальный вариант дизайна цифр выглядел вот так:

В процессе создания шрифта для цифр мы оттолкнулись от дизайна самих таблеток. У них есть характерные скосы и линии, которые и легли в основу визуального образа цифры на упаковках:

Тут должна быть шутка о том, как таблетки помогли придумать нам дизайн цифр

Первая цифра на упаковке — это порядковый номер лекарства, а вторая после точки — дозировка.

И вот, что получилось:

А вот так наше лекарство выглядит среди конкурентов: лаконичный яркий дизайн выделяет продукцию Canonpharma на фоне других лекарств-дженериков.

Если сравнивать с упаковками конкурентов, то видно, как другие дизайнеры пытались решить аналогичную задачу. Но мы уверены, что идея с цифрами должна полностью перевернуть представления о дизайне лекарственных средств.  
Именно поэтому наш дизайн новаторский: он меняет подход к оформлению дженериков, делает их узнаваемыми для потребителя и удобными для работы провизора.

Такой подход имеет ряд сильных преимуществ по сравнению с классическим дизайном:
  1. Система, основанная на цифрах, позволяет транслировать совершенно новый современный подход к дженериковым препаратам, основанный на заботе о пациенте и максимальном удобстве использования

  2. Любой дизайн можно повторить, кроме цифр. Эту идею можно закрепить за собой навсегда. Больше никто в фармацевтике не сможет использовать нумерацию

  3. Система позволяет решить проблему пациентов, которые часто не могут запомнить название лекарства. Пользуясь препаратами от Canonpharma, нужно помнить только свою цифру в группе

  4. Польза для врачей — проще сделать назначение пациенту

  5. Удобство для провизоров — легко найти, запомнить и порекомендовать, когда покупатель спрашивает, препарат какой фирмы лучше взять

  6. Дизайн позволит сэкономить ресурсы на внедрение и дизайн упаковки новых препаратов

Закажите дизайн упаковки
в агентстве Repina branding
Запросить стоимость
Запрос коммерческого
предложения
Брендинг для
Компании Продукта Ритейла
Ваши контакты
При заполнении формы, вы получите предложение в течение 30 минут. Запрос по другим каналам связи обрабатывается до 2-х рабочих дней.
Нажимая на кнопку «Получить предложение» вы подтверждаете, что вы ознакомились полностью с актуальной Информационной политикой на настоящем сайте, полностью согласны с ее положениями и выдали ООО «Репина брендинг» все согласия, указанные в вышеупомянутой Информационной политике
  1. Repina
  2.  
  3. Журнал
  4.  
  5. Упаковка лекарств: как таблетки помогли нам придумать шрифт для цифр и получить самую престижную премию мира
Контакты
Адрес
Москва, Проспект Мира, 102 стр. 34
Мы используем cookies